Личный кабинет
Вы забыли пароль? Регистрация

Полезные ссылки

Блог Ольги Ситниковой

Журналист, постоянный автор Школьного Портала.

Образовательные эксперименты

В 31 регионе России продолжается эксперимент по модернизации системы образования. Комплексные проекты предусматривают, в том числе, введение новой системы оплаты труда учителей, при которой зарплата педагога делится на базовую и стимулирующую части. Учителям оплачивается не только количество классных часов, но и воспитательная работа с учениками, их успехи, подготовка призеров конкурсов и олимпиад.


По данным Минобрнауки РФ, переход на новую систему оплаты труда позволил повысить зарплату учителей в среднем на четверть, а у самых высококвалифицированных учителей зарплата выросла в 2 раза и приблизилась к средней по экономике в регионе. В министерстве планируют, что после апробации в экспериментальных регионах на нее перейдут к 2010 году все российские школы.


Однако даже это самое заметное достижение региональных образовательных экспериментов не обошлось без неоднозначных толкований. Так, одна моя знакомая, преподаватель английского в московском вузе, пожаловалась, что теперь школьные учителя иностранного языка получают больше, чем вузовские, имеющие, по ее словам, более высокую квалификацию. А при подготовке материала по данной теме мне пришлось столкнуться просто с глобальным непониманием выпускающего редактора одного информагентства, когда я написала, что школьным учителям теперь оплачиваются не только классные часы, но и внеклассная работа с учениками и их успехи. «Это что же получается, мы пишем, что учителя корыстные?», - возмущенно спросил он. С одной стороны, это, конечно, характеризует особенное (в хорошем смысле) отношение к педагогам. А с другой, странно как-то, то есть рабочий на стройке, например, за внеурочные часы получать деньги должен, какой-нибудь служащий за авральный труд заслуживает премии, а учитель должен бескорыстно служить отечеству. Но у педагогических работников (как это ни странно))) есть свои дети, которые учатся в других школах и классах (или уже закончили учиться), и они тоже хотят новый велосипед (самокат, лыжи, санки, на море) или просто видеть своих родителей.


Особенно непросто приходится в условиях модернизации системы образования директорам российских школ, которым в 2009 году придется сдавать настоящий экзамен на знание всего, что необходимо для успешной реализации инновационных образовательных программ.


В условиях реформы системы образования им приходится серьезно повышать свой профессиональный уровень и становиться не просто главными учителями, а настоящими топ-менеджерами образовательных учреждений, чтобы успешно внедрять новую дифференцированную систему оплаты труда педагогов и рационально планировать школьный бюджет. Академия повышения квалификации подготовила специальную программу для обучения школьных директоров, также создан программный продукт, который оптимизирует работу школьного директора. 


Поддержка регионов, внедряющих комплексные проекты модернизации образования, является направлением приоритетного национального проекта "Образование". На прошедшем недавно заседании конкурсной комиссии были распределены средства в объеме 650 миллионов рублей, дополнительно выделенные из федерального бюджета на поддержку внедрения экспериментальных проектов модернизации образования в 2008 году, в связи с необходимостью решения актуальных задач обновления системы повышения квалификации работников образования, а также подготовки руководителей школ, обеспечивающей качественное выполнение всех задач проекта.



Новость на ЕСС Школьный портал от 14.07.2008. В 31 регионе продолжится реализация комплексных проектов модернизации образования

Печать | сообщение включено Friday, July 18, 2008 4:52 PM |

Отзывы

Gravatar

# re: Образовательные эксперименты

Ольга, вот Вы пишите про школьных учителей иностранного языка в Москве. А имеет ли повышение их зарплаты отношение к комплексным проектам модернизации образования? Вы говорите о 31 регионе, то бишь 21 + 10. Но ведь Москва туда не входит. Так? Да и нет в модельной методике пункта о повышении зарплаты учителям конкретного предмета. Откуда же взялось повышение?

И еще интересно: почему Вы считаете, что оплата внеклассной работы (а она, между прочиам, в новой версии модельной методики "сидит" в базовой части, а не в стимулирующей) - это сверхурочные? Ведь положение закона "Об образовании" о том, что образование - это не только обучение, но и воспитание, никто не отменял.

И еще вопрос: в АПКиППРО учатся только директора из регионов, участвующих в КПМО? Или не только?
7/18/2008 6:52 PM | Борис
Gravatar

# re: Образовательные эксперименты

Вот именно эксперименты..Всё зависит от модели которую примен субъект РФ при переходе на "подушку". в большинстве случаев зарплата как раз то и уменьшится.
7/19/2008 10:38 AM | Teacher
Gravatar

# re: Образовательные эксперименты

Специально перелопатил все документы, какие только есть на сайте отраслевого министерства по вопросу о поддержке регионов:
http://www.mon.gov.ru/pro/pnpo/reg/

во-вторых, совершенно согласен с высказыванием автора с непереводимым написанием имени Борис - Вы где там среди 31 региона увидели Москву? Какое отношение ситуация с учителями английского в Москве имеет к теме?

во-первых, ни в одном из множества документов не нашел слова "эксперимент". Вы его откуда раскопали? Зачем придумывать от себя то, чего на деле нет, более того, выносить это в заголовок, и еще более того, строить на этом свой пост?
вот из-за таких отсебятин и появляются (видимо, специально провоцируемые? - иначе зачем Вы передергивали?) ответы типа того, что пришел от Teacher.

а зарплата е может уменьшиться без умньшения ыполняемой работы - для этого все трудовое законодательство написано. Никакой работодатель его не смеет нарушать. Если у Вас при неизменных условиях труда и нагрузке при перехода на новую систему уменьшилась зарплата - смело подавайте в суд за нарушение трудового кодекса. 31 регион переходят, 21 из них - уже целый учебный год так проработали. Это не одна тысяча школ! И что-то ни о каких судах нигде не пишут.
Снижение зарплаты законодательством не допускается.


И по-моему, очень точно Вас поправляет Борис - насчет того, что относится к "урочному", а что - к "сверхурочному". Мне тоже показалось, что в нормативных и методических документах довольно четко сказано и учтено, что разные виды работы учителя - это не сверхурочная, а основная его работа, которая оплачивается, как и все другие работы. Ну а уж премии за результативность - так это Вы в любую коммерческую структуру загляните. Вот, в любой общепит, например. Сейчас везде так!
7/19/2008 3:24 PM | potter
Gravatar

# re: Образовательные эксперименты

Во-первых, Москва с самого начала являлась регионом-консультантом http://www.kpmo.ru/kpmo/info/winners.html
Что касается значительного повышения зарплаты учителям иностранных языков, а также тем учителям, которые преподают предметы, экзамены по которым в регионе сдаются в формате ЕГЭ (это произошло в ряде регионов), то регионы, реализующие КПМО имеют право отступать от модельной методики.

Что касается вопроса: "И еще интересно: почему Вы считаете, что оплата внеклассной работы (а она, между прочиам, в новой версии модельной методики "сидит" в базовой части, а не в стимулирующей) - это сверхурочные?" Я не писала, что я так считаю, и, кстати, еще раз позволю себе напомнить, что модельную методику регионы имеют право корректировать.
Что касается понятия "эксперимент", то даже не понимаю, г-н potter, из-за чего вы так ополчились)). Заголовок - он и есть заголовок, а фактически, пока КПМО идут в пилотных регионах, это и есть эксперимент, то есть апробация инновационных методик и проектов, самые удачные из которых потом будут внедряться в остальных субъектах. Впрочем, ваше право спорить. На всякий случай, может быть напишете, какие еще слова вам категорически не нравятся?)
7/22/2008 6:18 PM | Olga
Gravatar

# re: Образовательные эксперименты

Насчет отступления от модельной методики - тут хитрость, по-моему, вот какая. Когда регионы подавали заявки на КПМО, отбирали тех, чьи заявки в большей мере соответствовали министерским условиям. То есть тем регионам, которые подписались под федеральной методикой, отступать от нее уже некуда. Проще говоря, руку (ногу) поднял - федеральные деньги потерял. Так что корректировать нужно было раньше, до того, как губернатор подтвердил взятые на себя обязательства. Как Андрей Александрович говорил о сути КПМО? Помнишь, мы с тобой, кажется, в Тамбове его на эту тему слушали? "Деньги в обмен на обязательства?" Так?

Москва, Питер и Тюменская область никаких субсидий из федерального бюджета на реализацию своих проектов в рамках КПМО не получали, по моим сведениям. То, что они получили как консультанты, идет на передачу опыта другим регионам - тем, которых 31. Я не знаком, чесгря, с московской методикой оплаты труда (знаком с питерской, которая с министерской ничего общего не имеет), но есть подозрение, что все-таки особенности оплаты московских учителей не стоит смешивать с КПМО.

В пункте 4.6 модельной методики говорится о повышающем коэффициенте за сложность и приоритетность предмета в зависимости от специфики образовательной программы конкретной школы. Вряд ли на основе этого пункта повысить зарплату учителям иностранного языка, да еще так значительно! Так что Москва идет своим путем.

А про внеклассную работу - Оль, ну ты ж вот написала, что "школьным учителям теперь оплачиваются не только классные часы, но и внеклассная работа с учениками и их успехи". И далее добавила про внеурочные часы рабочих на стройке и бескорыстное служение учителя. Как говорится, важно не то, что хотел сказать автор, а то, что было сказано им!

А насчет эксперимента - у меня ощущение, что это не эксперимент де-юре хотя бы потому, что практически все, что внедряется в кпмошных регионах, имеет место в федеральном законодательстве. Подушевка, общественное управление и много чего еще. Об отмене тарифной сетки вот голиковский зам на днях в Комсомолке публично объявил. Эксперимент был по ЕГЭ, потому что такого слова из трех букв в законодательстве не было никогда, только недавно появилось. По 12-летке был, если помнишь, - ширмашем назывался, но он не удался, к счастью. По подушевке эксперимент шел в рамках проекта НФПК в Самаре, Чувашии и Воронеже. Сколько ж можно экспериментировать?

Так что, Оль, не дуйся, мы тут спорим, как говорится, не в интересах истины, а в интересах правды!

Успехов тебе.
7/23/2008 12:00 AM | Борис
Gravatar

# re: Образовательные эксперименты

о, а я, наконец, понял, что такое "подушка". Я думал - речь о такой компенсационной подушке, про которую, в общем, на сайте КПМО говорили, кажется, Тверь и Воронеж - о таком фонде компенсаций, который обеспечивает, чтоб ни у кого из учителей при переходе на НСОТ не снизилась зарплата. Думал, Teacher говорит о том, что на такую подушку безопасности подсели, а дальше от нее трудно уйти. А оказывается, речь о подушевом финансировании, о как!

Соглашусь с Борисом, что слово эксперимент тут выглядит действительно неуместно. Странно называть экспериментом то, что должно быть по закону...

Но, кстати, Борис, лично я считаю, что предлагаемые в модельной методике повышающие коэффициенты за особенность программ и т.п. - как раз хорошо согласуются с московской идеей повысить зарплату преподавателям иностранного языка. Если именно это приоритетно, особенно важно, это - в центре образовательной программы и задач - то как раз для этого и придуманы подобные коэффициенты.
Существеннейшая разница, по-моему, правда, в том, что в модельной методике решение принимает конкретная школа, ее совет, исходя из собственногй образовательной программы (т.е. - "непосредственные участники образовательного процесса" решают). А в московском случае решают "наверху". Регион сам решил, за все школы...
7/23/2008 9:37 PM | potter
Gravatar

# re: Образовательные эксперименты

Ну да, я про это ж и говорю. Пункт 4.6 - ровно о том. Нет ни слова в методике, что учителям конкретного предмета - бац, и повысили в масштабах всего региона. Можно, конечно, договориться до того, что в Москве все школы - с углубленным изучением иностранного языка. Как в Сочи, где к олимпиаде все ученики школ должны по-английски свободно говорить.
А в целом - ну, чего уж тут, Москва такое решение не от лишнего жиру приняла. Бегут, видать, учителя иностранного из школы!
7/23/2008 9:47 PM | Борис
Gravatar

# re: Образовательные эксперименты

...а еще мне не нравятся слова "оптимизация сельских школ", "реструктуризация сети школ", "универсальный профиль", "профсоюз", "повышение квалификации", "понижение статуса", "специалитет", "внеучебные достижения" (продолжение следует). Давайте о них погоаворим!!
7/25/2008 9:01 PM | potter
Gravatar

# re: Образовательные эксперименты

По мне все эти эксперименты (оптимизации и пр.) затеяны только с одной целью:
минимизировать расходы на большую часть бюджетников и муниципалов (сельсоветы) с целью увеличения зарплаты госслужащим для противодействия коррупции.
О как загнул, но смысл ясен думаю. Просто видимо произойдёт перераспределение бюджетных средств и всё.
7/28/2008 9:52 AM | Teacher
Gravatar

# re: Образовательные эксперименты

Вот Ольга, Вы как честный человек должны-таки снять из заголовка ошибочное слово эксперимент. Имхо.
7/28/2008 9:58 PM | potter
Комментарии для этой темы закрыты

О проекте | Редакция | Правовая информация | Контакты | Почта редакции