Личный кабинет
Вы забыли пароль? Регистрация

Полезные ссылки

Блог Бориса Старцева

Журналист, постоянный автор Школьного Портала.

Единый или единственный? Между утопией и реальностью

          Это была самая светлая мечта лучших представителей российского образовательного сообщества. Город Солнца. Страна Утопия. Коммунистическое царство всеобщего равенства и справедливости. Равенства перед объективным и невидимым экзаменатором. Справедливости при сдаче выпускных экзаменов в школах и вступительных в вузы.


         При прежней системе ни равенства, ни справедливости не было. Чего уж тут вспоминать!

         Школьные экзамены, простые и наивные. Их принимает у тебя твоя же любимая учительница. А если учительница нелюбимая, она тебя специально заваливает. Но вряд ли кто-то посмеет испортить тебе аттестат в родной школе, выдать вместо него справку. Для этого нужно быть совсем уж отъявленным хулиганом. А о том, как добываются золотые и серебряные медали, вообще молчу.

         Совсем другое дело – вступительные экзамены в вузы. Они сложные и непонятные для человека с улицы. Чтобы их сдать, нужно позаниматься с репетитором из конкретного вуза или на специальных подготовительных курсах, то есть дать взятку в рассрочку, или просто дать взятку.


         Анатолий Пинский – идеолог российской школьной реформы конца 1990-х-начала 2000-х годов, ныне покойный – вспоминал о таком случае. Это было в 1997 году. Он зашел в гости к Эдуарду Днепрову, бывшему министру образования, и тот, наклоняясь к его уху и значительно понижая голос, хотя в квартире больше никого не было, сказал: «Только что звонил Шадриков (в то время замминистра образования – Б.С.) с комиссии (имелась в виду комиссия тогдашнего вице-премьера Олега Сысуева по социальной реформе), конфиденциально. Они поставят-таки вопрос об отмене вступительных в вузы». В то время даже сама постановка вопроса об отмене вступительных экзаменов считалась подвигом и чем-то невероятным.

          В 2001 году в четырех субъектах Федерации начался эксперимент по единому государственному экзамену – одновременной независимой оценке знаний выпускников школ и абитуриентов вузов. Первых обладателей высших баллов зачисляли без традиционных вступительных экзаменов самые продвинутые столичные вузы (Высшая школа экономики, МГИМО, РУДН), и их ректоры охотно рассказывали об успехах таких студентов. В последующие годы эксперимент расширялся, охватывая все больше и больше регионов. В 2007 году неохваченными оставались только Приморский край, Нижегородская область и Чеченская республика. Но и эти бастионы сдались. Согласно поправкам в образовательное законодательство, принятым год назад, с 2008 года результаты единого экзамена должны учитываться при поступлении во все вузы, а в 2009 году ЕГЭ станет обязательным для всех выпускников 11-х классов.

         В воображении образовательных реформаторов возникали идиллические картины всеобщего счастья, которое должно было наступить благодаря всеобщему переходу к ЕГЭ. Однако мечты очень скоро столкнулись с грубой действительностью. И дело не только в том, что действие рождало противодействие (началось мощное движение против перехода к ЕГЭ, и почти гамлетовский вопрос – вводить или не вводить? – поделил общество на два лагеря). Новая форма оценки знаний с трудом вписывалась в российскую реальность. Идеально выстроенные и чуть ли не математически выверенные модели на практике очень часто оказывались химерами.


         Как и обещали реформаторы, ЕГЭ продемонстрировал истинное положение дел в массовой российской школе. Как оказалось, едва ли не четверть всех выпускников 11-х классов не осваивает школьную программу даже на самом минимальном уровне, но, тем не менее, получает аттестаты. Вот вам антиутопия, которая и Оруэллу не снилась. Такие плохие у нас дети? Так плохо их учат учителя? Или минимальные требования настолько завышены, что значительная часть подростков не в состоянии им соответствовать?

         Так или иначе, с учетом всех этих обстоятельств пришлось нарушить чистоту эксперимента, введя правило «плюс один балл». Двойка на ЕГЭ равна тройке в аттестат. В 2008 году это правило отменили для экзаменов по выбору. Зато разрешили пересдавать полученные двойки на экзаменах в традиционной форме. А тем, кто не в состоянии получить даже тройку и это понимает, предложили выбирать физкультуру и ОБЖ, по которым никакого ЕГЭ нет, то есть тройка гарантирована.

          В этом году Рособрнадзор пошел на уступки и в вопросе шкалирования при переводе баллов ЕГЭ в оценку аттестата. Здесь, по большому счету, ничем не пожертвовали – «мягкую» шкалу разрешили использовать только для результатов экзаменов по математики в непрофильных классах и в вечерних школах. Грубо говоря, если в обычном классе 75 баллов – это четверка, то в гуманитарном, где на математику отводилось только три часа в неделю, - пятерка.


          Стала давать сбои система защита информации. Ректоры вузов все чаще стали рассказывать истории об абитуриентах, получивших на ЕГЭ высшие баллы и отчисленных после первой же сессии. Прошлогодняя история о мальчике из Ленинградской области, разместившем в Интернете ответы на вопросы одного из вариантов по русскому языку, многому научила организаторов единого экзамена, и в этом году каждый ребенок получит свой индивидуальный билет (это сколько заданий придется разработать!). Но сомнения насчет того, что все экзаменуемые находятся в равных условиях, все равно остались.

          Один из самых последовательных сторонников единого экзамена, ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов заявил недавно, что без эффективного общественного контроля ЕГЭ не продержится и два года. Но как организовать этот контроль? Пригласить в каждый пункт проведения независимых наблюдателей? Пока реализовать эту идею столь же проблематично, как и приставить к каждому секьюрпаку (запечатанному пакету с заданиями ЕГЭ) сотрудника спецслужб. А если вспомнить о прошлогодних прокурорских проверках Центра тестирования – одной из структур, занимавшейся организацией ЕГЭ, и уголовном деле в отношении его директора, сомнений станет еще больше.


          Наконец, самая главная проблема ЕГЭ – задания. Их, конечно, нельзя огульно называть тестами в традиционном понимании этого слова, но тестовая часть А – вопросы с вариантами ответов – всегда вызывала известные сомнения. Присказка московского учителя-депутата Евгения Бунимовича о том, куда впадает Волга – в истерику, в маразм или в Каспийское море, – стала спутницей единого экзамена. В этом году из контрольно-измерительных материалов по литературе наконец-то убрали пресловутую часть А.

          Тезис о том, что вместо обычного изучения школьной программы старшеклассники теперь только и делают, что готовятся к ЕГЭ, оставлю за рамками этого поста. Все-таки подготовка к письменным, пусть даже частично тестовым экзаменам – не худший способ освоения материала. Но есть ведь еще устное общение, много других видов деятельности, без которых трудно представить себе нормальные школьные уроки.


         Сторонники новой формы оценки знаний предлагали сделать ЕГЭ обязательной формой оценки знаний и для школьников, и для абитуриентов вузов. Противники чаще всего предлагали отнюдь не уничтожение ЕГЭ в зародыше, а некие полумеры - например, сделать его первым фильтром на пути к вузу (благодаря этому фильтру можно было бы отсечь двоечников, неспособных получать высшее образование). Тем не менее, в окончательной редакции закона восторжествовала точка зрения сторонников ЕГЭ. Есть мнение, что на депутатов Госдумы оказала воздействие общественность - члены Общественной палаты РФ и министры образования тех регионов, где ЕГЭ успел набрать обороты. Но есть и другая, не менее убедительная точка зрения: что с доводами сторонников ЕГЭ согласился президент Владимир Путин. Это, впрочем, не помешало председателю Совета Федерации Сергею Миронову раскритиковать закон ровно в тот день, когда он был одобрен верхней палатой парламента.

         Единый экзамен не стал единственным, но это, по большому счету, не предполагалось изначально. Вместо довольно странной идеи «ректорской квоты» (то есть приема вузом 10% абитуриентов по собственным правилам) закон сохранил возможность поступления по результатам предметных олимпиад для особо талантливых детей - порядка 5% всех абитуриентов вузов. Это и Всероссийская олимпиада школьников, и вузовские олимпиады, которые со следующего года перейдут под крыло Минобрнауки России. При поступлении в вуз возможны дополнительные испытания, собеседование и анализ портфолио, но они проводятся только в том случае, если на одно направление или специальность претендует большое количество абитуриентов с высокими баллами ЕГЭ.

         Конечно, для творческих направлений и специальностей сохраняются творческие конкурсы. Недавно я брал интервью у алтайского губернатора Александра Карлина, с обсуждения проблем образования мы плавно перешли к разговору о его великих земляках. И Александр Богданович неожиданно сказал: «Вот Василий Шукшин не сдал бы ЕГЭ». И впрямь бы не сдал. Тут не поспоришь.

 

         Тем, кто прочитал этот пост, наверняка показалось, что автор – убежденный противник единого экзамена. Это не так. С первых дней, когда руководители прежнего Министерства образования только заявили о ЕГЭ, я писал статьи только в его поддержку. «Плюсы» ЕГЭ однозначно перевешивают его «минусы». Я много общался со студентами, честно сдавшими этот экзамен в своих школах (самых обычных, не только городских, но и сельских) и поступившими по его результатам как в самые обычные, так и в лучшие вузы страны. Общался с учителями, которые успешно готовят своих учеников к ЕГЭ. Наконец, я общался с репетиторами из вузов, куда принимают только по результатам ЕГЭ, и помню их жалобы на то, что пришлось снизить цену занятий. Ведь репетиторство перестало быть «взяткой в рассрочку» за помощь на экзаменах.

         Я и сейчас отношу себя к тем, кто не разочаровался в этой новейшей для России и, конечно, очень прогрессивной форме оценки знаний. Только будет ли наше государство и в дальнейшем ее совершенствовать? Улучшать качество школьного образования, чтобы самые слабые дети честно получали свои тройки, обеспечивать информационную безопасность ЕГЭ, совершенствовать контрольно-измерительные материалы и проч.? Однозначного ответа нет. Да и стоит ли стремиться к совершенству, если достичь его нельзя? Не бывает идеальных экзаменов, как не бывает Города Солнца и страны Утопии.

         Вот и главному событию прошлой недели в образовательной политике – уходу главного идеолога ЕГЭ Виктора Болотова с должности руководителя Рособрнадзора – нельзя дать однозначную трактовку. Одни говорят, что Болотов, отвечавший за организацию ЕГЭ с 2001 года, сделал свое дело: закон принят, правила на 2008 год («переходный») объявлены, а в 2009 году ЕГЭ будет проводиться в штатном режиме. Другие считают, что Виктор Александрович устал бороться с оппонентами (хотя, ей Богу, зная этого человека, сложно поверить в такое), и с его уходом возможно внесение изменений в законодательство с тем, чтобы сделать ЕГЭ необязательным как для выпускников школ, так и абитуриентов для вузов.


          Остап Бендер так говорил Шуре Балаганову про Рио-де-Жанейро: «Это хрустальная мечта моего детства. Не трогайте ее своими грязными лапами!»

 

 

Печать | сообщение включено Monday, March 31, 2008 6:25 AM |

Отзывы

Gravatar

# re: Единый или единственный? Между утопией и реальностью

На мой взгляд, проблема ЕГЭ зачастую воспринимается через этические или вкусовые пристрастия. Пример с Шукшиным - явное подтверждение. А сколько таких самородков не прошло сквозь сито экзаменов? Вместе с тем, ЕГЭ - некая гарантия успеха для талантливого и амбициозного провинциала. Или не так?
4/1/2008 8:48 AM | SergeyAnokhin
Gravatar

# re: Единый или единственный? Между утопией и реальностью

Если коммунизма не бывает, то нужно ли его строить?
4/1/2008 8:07 PM | kristina
Gravatar

# re: Единый или единственный? Между утопией и реальностью

Уважаемый SergeyAnokhin, вот интересно, какие именно этические и вкусовые пристрастия Вы имеете в виду?

Я не ставил задачу оспорить мнение губернатора и не изучал специально биографию Шукшина, но есть опасение, что традиционные вступительные экзамены ему также непросто было бы сдать.

Дело в том, что при поступлении в театральные вузы вступительные экзамены никогда не играли особой роли, и ЕГЭ точно так же сейчас никакой роли там не играет. Если абитуриент приглянулся мастеру, который набирает курс, его берут. А на экзаменах главное двойку не схватить. Творческие-то испытания при наборе на творческие специальности сохранены!

Насчет самородков, которые через ЕГЭ пройти не могут, а вот обычные вступительные экзамены легко сдают, есть у меня сомнения. В смысле, что таких самородков - человек пять на всю страну. Болотов любил повторять, что самородки, которые на олимпиадах побеждают, и ЕГЭ на высшие баллы сдают. Исключения - 1 случай из 100.

А насчет гарантии успеха для того самого провинциала - да, Вы правы. Для этого ЕГЭ и задумывался.

4/2/2008 5:44 AM | Борис
Gravatar

# re: Единый или единственный? Между утопией и реальностью

Борис!

Спасибо за столь подробный пост. Теперь многим, кто глубоко не вникал в этот вопрос, будет понятно что к чему и в чем суть всех этих перепалок между сторонниками и противниками ЕГЭ.

От себя могу сказать, что испытала, как бы его назвать, первый опыт введения ЕГЭ на себе, наверное так.
В конце 80-х единственный раз в моей школе проводили эксперимент - мы сдавали, тогда еще в 10-м классе, выпускные экзамены одновременно со вступительными. Обязательными были сочинение и математика письменно, а остальные предметы можно было выбирать. Был некий перечень вузов, принимающих данные результаты экзаменов, исходя из этого нами и выбирались дополнительные предметы. Так вот, я сдавала по выбору литературу, физику письменно и биологию.
Не было, конечно, тогда такой проработки этого процесса и тестовых заданий не было. Но...
Точно могу сказать, что психологически такая форма экзаменов гораздо комфортнее. Сдал экзамены один раз, единожды перегрузил свою нервную систему встряской и отдыхай оставшееся время, выбирай вуз, в котором хотелось бы учиться.

Поэтому я скорее сторонник ЕГЭ, хотя много недоработок присутствует. Если все их ликвидировать или свести к минимуму, то это будет большим шагом вперед нашей системы образования.

А следующим шагом должна стать возможность поступать по результатам нашего ЕГЭ в зарубежные академии, университеты, как это делается во многих странах. Там ребята сдали экзамены, получили результат и отправили его по всем интересующим их вузам. У многих моих знакомых так дети поступали и в Бостонский университет, и в Чикагский университет.

4/8/2008 12:52 AM | Борис
Gravatar

# re: Единый или единственный? Между утопией и реальностью

мой ответ for kristina: да. Да!
4/9/2008 5:35 AM | potter
Gravatar

# re: Единый или единственный? Между утопией и реальностью

Борис, кстати, интересное дело:
в рамках комплексных проектов выполнить обязательства (причем высокие!) относительно общественных наблюдателей на пунктах ЕГЭ регионам оказалось едва ли не проще всего. Не всем, правда, но все же. В этом можно убедиться на http://kpmo.ru , показатель 5.5. Так что, видимо - это выполнимо...
4/9/2008 5:54 AM | potter
Gravatar

# re: Единый или единственный? Между утопией и реальностью

Тыкс, отвечаем по порядку.

Сначала Борис (как же Вас угораздило так назваться? Шрифты, однако).
Абсолютно согласен, что ЕГЭ психологически более комфортен, чем традиционные вступительные экзамены.
А вот насчет поступления в зарубежные университеты по результатам нашего ЕГЭ - это чистая та самая Утопия. Не любят нас там и нашему ЕГЭ не поверят. Я ж писал - даж наши ректоры не верят, зачастую, увы, вполне обоснованно.

Теперь с вами, potter. Поскольку kristina молчит, предлагаю вам вспомнить, как мы строили коммунизм в 1930-е годы? И верили ведь, что его строим. А сколько народу-то полегло! И не построили ничего. С ЕГЭ,конечно, все не так страшно, но не дойдем ли мы до асбурда в этом нашем строительстве, когда цель оправдывает средства?

А насчет общественных наблюдателей - ну, отчетность по КПМО это одно, а на деле - совсем другое. Может быть, в эти общественные наблюдатели записали родителей двух-трех отличников, которым учитель в коридоре или в туалете пообещал дать ответы на задания? Че-то сомневаюсь я.
4/10/2008 2:12 AM | Борис
Gravatar

# re: Единый или единственный? Между утопией и реальностью

Борис, про наблюдателей ЕГЭ - штука такая. Там ведь есть инструкция, аккредитация и т.п., все серьезно. Родителей к своим детям не пустят. И подсчет в мониторинге по этому пункту документированный. ...

А про коммунизм - это ведь не тот коммунизм имеется в виду, который в 30-е годы.


Ведь kristina отреагировала на Ваше "стоит ли стремиться к совершенству, если достичь его нельзя?"

Это скорее как у Бредбери про Марс... ... ой, лучше-ка это перечитать, чтобы точнее сформулировать, так что придется отложить развернутый ответ. Вернее, развертку моего "да"....
4/11/2008 3:15 AM | potter
Gravatar

# re: Единый или единственный? Между утопией и реальностью

Про наблюдателей на ЕГЭ - у меня по опыту посещения пунктов проведения ЕГЭ в весьма отдаленных районах - сложилось впечатление, что все там как-то по-домашнему, по-родственному, и в случае чего можно все решить по-свойски. Инструкция - инструкцией, но жизнь остается жизнью. В Чувашии образца 2002 года мне рассказывали байку о том, что однажды Галину Петровну Чернову - местного министра, не менее замечательного реформатора, чем мои любимые сочинцы, - не пустили в пункт проведения ЕГЭ лишь на том основании, что она не значилась в списках допущенных лиц. И, дескать, она этому обрадовалась, развернулась и уехала, а директора школы потом расхваливала на всех совещаниях. Не спрашивал о достоверности этой истории саму Г.П., но не верю... Как Станиславский. Обязательно спрошу при случае.

Про коммунизм я понял, что имела в виду kristina. Но ведь ведь стремление к совершенству очень часто оборачивается черт знает чем (не на Школьном портале будет сказано).

Бредбери не читал, дремучий я...
4/11/2008 6:39 AM | Борис
Gravatar

# re: Единый или единственный? Между утопией и реальностью

а я как раз верю. и меня б такая ситуация тоже на ее месте обрадовала бы. У нас в регионе (:) ) такое тоже было, точно.

(насколько удалось понять, в РСО-Алании прошлым летом тоже так пыталось быть.... нло, кажется, сделав это, Министр поплатился местом. Но - у меня тут недостаточно информации утверждать, это такие позиции довелось встретить там на местах. В официальной версии этого всего не значится. Вот если б кто взялся журналистски расследовать ситуацию "ЕГЭ в РСО" - было б интересно, думаю. Разобраться, как же на самом деле. Хотя бы в части того, как там провордилось ЕГЭ раньше, как в прошлом году и как пройдет в этом...)
4/11/2008 8:52 PM | potter
Gravatar

# re: Единый или единственный? Между утопией и реальностью

Про РСО не знаю, сплетни слышал какие-то, но не суть важно.
В случае с ЕГЭ я уверен только в одном: нельзя идеализировать ситуацию на местах.
4/11/2008 9:33 PM | Борис
Gravatar

# re: Единый или единственный? Между утопией и реальностью

Ну сидел я в такой комиссии в райцентре. И не пустили директора школы не только в зал, где шел ЕГЭ, но и в предбанник к этому залу. И наблюдатели относились к своим обязанностям, я бы сказал - трепетно.
По-семейному, тихо-мягко - это одно, а нарушения - это другое. Тут ведь надо столько народу "повязать", что проще не связываться. А если уж такое произошло, то это наверняка мелочь, по сравнению с обычной жизнью такого места.
В смысле - организованные подлоги на ЕГЭ могут быть только в случае глубоко разложения социума в этой точке.
4/14/2008 7:30 PM | Михалыч
Gravatar

# re: Единый или единственный? Между утопией и реальностью

Хотелось бы с вами согласиться.
А откуда тогда липовые стобальники? Помню, два года назад на коллегии по ЕГЭ Кузьминов сказал, что чем дольше продолжается эксперимент по ЕГЭ, тем больше у него появляется липовых стобальников. В последнее время я от него такого не слышал, но все же...
4/15/2008 6:09 AM | Борис
Комментарии для этой темы закрыты

О проекте | Редакция | Правовая информация | Контакты | Почта редакции