Личный кабинет
Вы забыли пароль? Регистрация

Полезные ссылки

Блог Бориса Старцева

Журналист, постоянный автор Школьного Портала.

О современных гостиницах и школах «супершик»

          "Нелегкая журналистская судьба занесла меня в...".
           Эта ироничная фраза советских лет о сладкой жизни журналистов-международников имеет отношение к большинству типичных представителей современной пишущей братии. И хотя судьба заносит нас не только в капстраны, но и – что не менее почетно и ответственно – в российскую глубинку, в обоих случаях хочется, чтоб гостиница была чистой, тихой, со свежим ремонтом, со стеклопакетами на окнах, с удобной кроватью, с хорошим завтраком и прочими атрибутами, позволяющими расслабиться и выспаться после тяжелого (или даже не очень тяжелого) рабочего дня.

 

          Во второй половине 1990-х годов, когда, в полной мере осознавая личную ответственность за уже совершенный выбор профессии, я отправился в свои первые командировки, хороших гостиниц в России не было. Помнится, редакция журнала «Итоги», где я тогда служил обозревателем, не ограничивала расходов своих сотрудников на проживание, но в подавляющем большинстве регионов найти что-либо приличное даже за большие деньги было невозможно. Номерной фонд даже самых дорогих, с позволения сказать, отелей не ремонтировался, кровати попахивали предыдущими посетителями, а душ во время помывки приходилось держать в руках (даже крючка на стене не было). На завтрак давали какую-то гадость. Но главная беда – дырявые и плохо закрывающиеся окна, из которых тянуло холодом. Так что в гостиницах я катастрофически замерзал, словно белый медвежонок из бородатого анекдота.

 

           Но лет пять назад у меня возникло ощущение, что российские гостиницы становятся все более пригодными для проживания. Там стали устанавливать современные стеклопакеты, в номерах СТАЛО ТЕПЛО! Улучшился ассортимент завтраков, а в санузлах появилась европейская сантехника с держателями для душа. Горничные начали ежедневно менять полотенца, а то и постельное белье. Кровати стали большими, а одеяла теплыми. Есть ощущение, что все это положительно сказалось на качестве моей работы.

 

          Позвольте, наверняка возразят читатели… О гостиницах – это вам на http://tury.ru/, а на Школьном портале извольте рассуждать об образовании. Что ж, пожалуйста.

 

          Школа для ребенка (а тем паче детский сад или интернат) – это та же гостиница при всех издержках этой аналогии. Там должны быть стеклопакеты на окнах (был период, когда их запрещали ставить, - дескать, вредно для здоровья, но сейчас, слава Богу, разрешили), там должна быть современная столовая, где детям выдают в соответствии с пожеланием Дмитрия Анатольевича Медведева «не только полезную, но и вкусную еду». Школа не может существовать, пардон, без приличных туалетов. Директор знаменитой 109-й московской школы Евгений Ямбург называет себя «основоположником туалетного движения России»: «Странно говорить с учениками о высоком, когда в школе, извините, пахнет мочой». О своем школьном кафе он говорит так: «Оно не похоже на солдатскую столовую, где пахнет хлоркой и кислыми щами».

 

           В образовательном учреждении еще много чего должно быть прекрасно, начиная с обустройства школьного двора и заканчивая современным учебным оборудованием… Влияет ли это на качество образования? Однозначно, влияет. Хотя бы потому, что достойные условия работы для учителя по значимости находятся уж точно на втором месте после достойной зарплаты.

 

          Впрочем, на просторах России еще остались как дешевые и плохие гостиницы, так и старые, плохо оборудованные школы, в том числе, извините, с удобствами во дворе. Не так давно, отправившись голосовать за того самого Дмитрия Анатольевича в школьное здание, расположенное в одном из московских микрорайонов, при входе я был вынужден зажать нос: со стороны столовой воняло даже не хлоркой, а какой-то прокисшей или протухшей дрянью (это в день выборов!). Есть подозрение, что в процентном отношении таких школ сегодня гораздо больше, чем плохих гостиниц. Темпы роста частных вложений в обновление и строительство отелей, конечно же, выше, чем темпы роста государственных и муниципальных инвестиций в материальную базу школ. Впрочем, не сразу Москва строилась. Как сообщила в конце августа пресс-служба Минобрнауки России, только за прошедший год было выведено из эксплуатации около 1800 аварийных и ветхих школ (почти 3% общего количества), введено в строй 229 новых школ.

 

          Программы развития материальной базы учебных заведений принимаются на региональном уровне. Например, в Калининградской области программа оснащения школ через пару лет должна завершиться конкурсом «Супершик», на котором определятся лучшие общеобразовательные учреждения, достигшие высочайшего уровня, в том числе, по материально-техническому обеспечению учебного процесса. «Супершик» - это аббревиатура, которую ученики каждой школы могут расшифровать на свое усмотрение. Скажем, современная – универсальная – прогрессивная – единая – результативная – школа – интеллект – культура. Ну, или по-другому, как кому нравится. Подобные программы есть и в других регионах, но их называют обычно более традиционно – «Школа будущего», «Школа XXI век» и т.д.

 

          Вот как о необходимых условиях получения общего образования говорит министр Андрей Фурсенко:


          - Ребенок должен учиться в достойной обстановке, и это важно не только с точки зрения безопасности и гигиены, но и его воспитания. Необходимо шаг за шагом улучшать условия работы школ. Нередко оказывается бессмысленным тратить деньги на то, чтобы красить ржавые трубы, создавая видимость ремонта. В ряде случаев есть смысл строить новые школы и отказываться от таких зданий, где невозможно соблюсти общепринятые стандарты. Демографическая ситуация, при которой количество учащихся ежегодно уменьшается, позволяет это делать.

 

           В конце августа я был в Сочи на педагогическом фестивале (так здесь называют традиционные августовские педагогические конференции). Сочинцы – люди гостеприимные. Гостей они поселили в трехзвездной гостинице «Спутник» неподалеку от Мацесты. Отремонтированный номер со стеклопакетом, пристойный санузел, вполне европейский шведский стол, неизменные улыбки персонала – сплошь молодых людей. Представителей среднего и старшего поколения, уже в силу возраста имеющих негативный опыт советского обслуживания, на «первой линии» обслуживания я не заметил вообще. Что представлял собой молодежный лагерь «Спутник» лет десять назад, даже боюсь себе представить. До уровня турецкого пятизвездного отеля – а именно таков, по моим оценкам, сегодня сервис в «Спутнике», - не так давно вообще не дотягивал ни один отель на сочинском побережье. Тараканов в среднестатистических здравницах было не меньше, чем туристов в высокий сезон.

 

           Педагогический фестиваль проводился в гимназии № 8 в самом центре Сочи. Огромное современное здание в центре города – говорят, его ремонтировали в течение трех лет. Наверное, эту школу калининградцы назвали бы словом «супершик». Директор – совсем молодой человек (все чаще встречаю в школах директоров-мужчин!), недавно назначенный на эту должность; вместе с ним в школу пришли и другие молодые учителя. Стеклопакеты, правда, есть не во всех классах (сочинской промозглой зимой они весьма актуальны!) – директор пояснил, что, когда ремонт начинался, их ставить не разрешали, а затем разрешили, и часть классов все-таки оборудовали стеклопакетами. В гимназии 12 (!) интерактивных досок, и для большинства учителей они так же привычны, как обычные доски под мел. Учительнице из Германии – гостье фестиваля – сочинцы предложили вести семинар с помощью интерактивной доски, и она была в недоумении, поскольку вообще не понимала, как с ней обращаться. Оказывается, в Германии далеко не в каждой школе есть такие доски, и далеко не каждый учитель умеет ими пользоваться… Гостей кормили обедом в гимназической столовой. Если дети, образно говоря, получают хотя бы одну десятую часть такого ассортимента и такого качества, это точно столовая школы будущего!

 

          Несколько лет назад в Сочи отремонтировали гостиницу «Ленинград». От корпуса оставили только каркас, и теперь на ее месте стоит по-настоящему четырехзвездный «Парк-отель». Со старыми школьными зданиями в Сочи теперь поступают так же: оставляют каркас, и ремонтные работы фактически начинаются с нуля. На ремонт очередных четырех школ в этом году выделено пятьсот миллионов рублей – немалые деньги даже по меркам успешного муниципалитета.

Печать | сообщение включено Monday, September 01, 2008 12:08 AM |

Отзывы

Gravatar

# re: О современных гостиницах и школах «супершик»

Ага, что-то мне подозрительно знакомы аналогии школы и турбизнеса :)
тут незазорно, навен, даже ссылочки привести :))

****
Конечно, обсуждать современные условия - ой как надо!!
Казалось бы, на словах, в общих чертах всем все баналистически понятно, спору нет. Ну кто будет спорить с тем, что ученики должны учиться в современных условиях?
Но как доходит до дела - то, оказывается, что даже по миниму миниморуму, менее чем 10% санпиновских требований, выделенных как "самые самые что ни на есть необходимые" - и то договориться чрезвычайно сложно.
Я говорю, к примеру, о тех критериях, по которым меряют современные условия в комплексных проектах модернизации образования. Зайти на сайт www.kpmo.ru, а там в любом регионе вывешена "оснащенность учреждений", как, например, http://kpmo.ru/kpmo/report/view/obj/15/state/1/view/osnashen - или в любой муниципалитет и школу - там это выставлено по каждой школе. Но ведь даже об этом договориться почти нереально.

Но как бы то ни было, на мой взгляд, этот разговор ни на секунду нельзя отрывать от качества предоставляемых образовательных услуг. А этот отрыв на практике, к сожалению, бывает. Когда за созданием комфорта не держат современный уровень образовательных задач, технологий, квалификации - то ради чего все? пустое. В общем, это необходимое условие. Очень, очень необходимое. Но и очень недостаточное. Заняться только им без одновременного обеспечения современных технологий-содержания и т.п. - ошибка. Имхо.
9/1/2008 7:50 PM | potter
Gravatar

# re: О современных гостиницах и школах «супершик»

Ссылку честно даю. Вот: http://www.liveinternet.ru/users/mv-potter/post83062917/ . Аналогии и впрямь есть. Как в "Поэме без героя": "Так и знай - обвинят в плагиате..."

Но вот не поверите - первые абзацы этого поста про гостиницы, сдобренные цитатой министра, были написаны 7 июня сего года в интервале с 21 до 23 часов, но так и остались в заначке за отсутствием вкусной фактуры. В Калининграде и Сочи эта фактура появилась, и, чесгря, турбизнес-профильность, хоть я про них малость задумался, у меня совсем дистанцировались от школ-гостиниц. Что поделаешь - такова природа плагиата! Мои извинения. Ну хоть прямых заимствований нет, как у декана Добренькова, и то хорошо!

Договориться нереально - полностью с вами согласен. Но у нас, журналистов, все на ощущениях основано. Если школа (гостиница) нравится, мы счастливы как удавы, не нравится - мы ругаем всех и вся... А требования к оснащенности - это для директоров и чиновников.

А насчет отрыва от качества - здесь, по большому счету, согласен. Комфорт без содержания-квалификации-технологий мало чего стоит, примеры частных школ первых постсоветских лет - лучшее тому подтверждение.

С другой стороны, есть у меня опять же на уровне эмоций ощущение, что от комфорта очень многое зависит. Это и впрямь НЕОБХОДИМОЕ условие. Форма зачастую определяет содержание, хотя математически эту связь выстроить очень сложно. С оборудованием - дело понятное, если есть оборудование, качество выше (да и то учитель должен уметь им пользоваться), а с пластиковыми окнами - не факт, конечно же.
9/1/2008 8:35 PM | Борис
Gravatar

# re: О современных гостиницах и школах «супершик»

а вот тут: http://www.mon.gov.ru/press/smi/4874/
как раз в тему цитатки из программы Время: мне понравились особенно вот эти:


"Юрий КАРНАУХОВ, директор школы N92: Есть розеточки, так называемые выходы. Любой ученик может прийти со своим ноутбуком, пожалуйста, могут бесплатно пользоваться Интернетом.

КОРР.: Это обязательное требование к новым школам, не важно, она в городе или в рабочем поселке - должны быть скоростной Интернет и современные компьютеры. Эта школа под Волгоградом, ее построили по нацпроекту "Образование", предложит детям не только глобальную сеть.

Ольга ЗИМАРИНА, директор школы N3 поселка Городище: В нашей школе имеется виртуальная лаборатория химии, физики, биологии, лаборатория робототехники, лингафонный кабинет, мобильный класс, то есть вот все то, что новое приходит сейчас в область, мы это имеем, мы это получили и все это готово к работе с детьми"...

Хотя ведь кажется - все это само собой должно быть. Само собой! (не в смысле, что само сделается, а в смысле - как же очевидно, что это должно быть...)
Как было б классно, если бы все это (и не только виртуальное) было б в школах как само собой разумеющееся. Чтобы в каждой голове - никому не надо доказывать, а само собой было очевидно, что это просто должо быть, и все тут! И не делать этого в школах - нелепо. Без этого сегодня школа - не школа.
(без отрыва от образовательных технологий, естественно :)

9/1/2008 8:44 PM | potter
Gravatar

# re: О современных гостиницах и школах «супершик»

да не в плагиате дело, нет его!
мне просто показалось - созвучно. Но в результате - взаимообогатительно. И, по-моему, это не-лишнее подтверждение правильности подхода о том, что современные технологии обслуживания - не должна быть школа от них изолирована и изобретать велосипеды и делать что-то кустарно. А должна вовсю пользоваться, да и более того - должна была бы возглавить. Ну то есть стать таким технологическим образцом, воспитателем современного технологического мышления. Это все же очень важно. Не только в плане того, чтобы воспитывать ощущение комфорта, вкуса, "правильной"... материальной среды, что ли. о и правильного устраивания всего оразовательного, производственного, технологического процесса, адекватного современному развитию цивилизации. Иначе своей миссии - не выполняет.
9/1/2008 8:51 PM | potter
Gravatar

# re: О современных гостиницах и школах «супершик»

... да, и про договоренности. Ощущения ощущениями. Но договоренности - это очень важно. Без них - как вырулить на стандартизацию современных условий? Это, кстати, очень похоже на саморегулируемые организации, "само-стандарты". Как в гостиницах-отелях. Вот был бы такой престижныйц бренд типа "ресорт" - и хотели все туда попасть школы, приклеить себе на лицевую табличку и в название. А хочешь такой лэйбл - будь добр, отвечай вот такому стандарту. Обеспечил - получи право на лэйбл.
Мне кажется, если б удалось наладить саморегулируемые организации в образовании - было б большое продвижение в стандартах и ачестве. И не только в отношении туалетов-окон. Но и в тех же технологиях преподавания, например.
9/1/2008 8:56 PM | potter
Gravatar

# re: О современных гостиницах и школах «супершик»

В программе "Время" - особенно занятно про "посадите какого-нибудь заместителя министра". Я даже знаю какого...
Про "само-стандарты" - конечно, согласен. "Супершик" в Калининграде, если я правильно понял, - ровно про это.
9/1/2008 9:48 PM | Борис
Gravatar

# re: О современных гостиницах и школах «супершик»

Про розетки для Интернета - как раз вспомнил ситуацию двухлетней давности, когда А.Г.Свинаренко в бытность замминистром МОН был ровно в том же Сочи и посещал гимназию № 1 свежеотремонтированную (директор этой гимназии О.Н.Медведвева недавно стала начальником городского управления по образованию и науке). И в каждом классе проверял, есть ли эти розетки.
9/1/2008 9:50 PM | Борис
Комментарии для этой темы закрыты

О проекте | Редакция | Правовая информация | Контакты | Почта редакции