Личный кабинет
Вы забыли пароль? Регистрация

Полезные ссылки

Блог Бориса Старцева

Журналист, постоянный автор Школьного Портала.

К 20-летию бизнес-образования в России

          Этот юбилей почему-то прошел незамеченным – даже на официальном сайте Российской ассоциации бизнес-образования нет ни слова о том, что отечественному бизнес-образованию только что исполнилось 20 лет. 22 сентября 1988 года вышло постановление Совета министров СССР № 1106 «О порядке функционирования высших коммерческих школ при Академии народного хозяйства при Совете министров СССР и Всесоюзной академии внешней торговли при Министерстве внешнеэкономических связей СССР». С этой даты ведется отсчет истории российского бизнес-образования.

 

          Круглая дата – хороший повод оценить нынешнюю ситуацию и перспективы развития. В конце концов, непрерывное обучение (обучение на протяжении всей жизни) уже стало в нашей стране объективной реальностью, и многие сегодняшние школьники рано или поздно станут студентами, точнее слушателями бизнес-школ. Термин «слушатели» позволяет отделить вчерашних «желторотых» старшеклассников, бакалавров и даже магистров (тех, которые учатся в магистратуре – на второй ступени высшего образования) от взрослых людей с опытом работы в бизнесе, которые, собственно, и являются клиентами российских бизнес-школ.

 

          Все начиналось с двух бизнес-школ, созданных под государственной крышей (подробнее об истории можно узнать здесь: http://www.rabe.ru/business_features.html ). Одна из них и сегодня сохранила первозданное название – Высшая коммерческая школа, другая называется Высшей школой международного бизнеса и по-прежнему входит в состав Академии народного хозяйства. 20 лет назад по инициативе снизу открывались и другие бизнес-школы, из которых сегодня наиболее известна школа «МИРБИС» при РЭА им. Плеханова. С тех пор количество бизнес-школ в России растет чуть ли не ежегодно, и сегодня подразделения, обучающие бизнесу взрослых людей, есть едва ли не в каждом государственном университете, да и в частном образовательном секторе их немало. Фирменное блюдо бизнес-школ – подготовка менеджеров высшей квалификации, известная под аббревиатурой МВА (Master of Business Administration, общепринят дословный перевод на русский – «мастер делового администрирования). Когда-то генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор назвал МВА «самым большим достижением в области образования в XX веке».

 

           Бизнес-образование существует как бы отдельно от государства, хотя многие бизнес-школы являются структурными подразделениями государственных вузов. За последние пять лет не припомню министерских коллегий или каких-нибудь других мероприятий под эгидой федеральной власти, на которых шла бы речь о развитии бизнес-образования. Говорят обычно о непрерывном образовании – например, в Современной модели образования ему посвящено немало добрых слов.

 

          Но был период, когда Российская ассоциация бизнес-образования (РАБО) активно взаимодействовала с государством, добиваясь официального признания программ МВА. Благодаря усилиям ректоров ведущих бизнес-школ и мудрости тогдашнего министра образования Владимира Филиппова эксперимент по реализации этих программ начался в 1999 году, четыре года спустя был признан успешным, и МВА стала такой же обычной программой, как бакалавриат по экономике или магистратура по менеджменту (магистратура и МВА – принципиально разные программы: первая готовит ученых и аналитиков, вторая – менеджеров-практиков). С тех пор бизнес-школы реализуют планы партии и правительства сами по себе, проводя пиар-кампании разве что в специализированных журналах и на сайтах в Интернете, рассчитанных на потенциальных слушателей.

 

          Честно говоря, я раньше не верил, что взрослый человек, достигший небольших и тем более больших высот в бизнесе, будет прилежным студентом (пардон, слушателем). Мне казалось, что в бизнес-школу такие люди приходят исключительно ради покупки диплома, который поможет повысить собственный статус, да и то не всегда. Помню, однажды я изложил эту точку зрения в журнале «Итоги», после чего на время попал в немилость к ректорам бизнес-школ. Впрочем, они сами были виноваты. К чему было рассказывать мне о выпускнике МВА одной из школ, который стоял в пикете рядом со зданием этой школы, требуя обеспечить ему работу по специальности (бедняга заплатил за учебу немалые деньги, решив переквалифицироваться в бизнесмена, кажется, из физика, но оказалось, без опыта руководящей работы он со своим дипломом никому не нужен). В ту эпоху такая ситуация была вполне типичной, чего уж греха таить. В мрачные 90-е годы пикеты устраивали не только выпускники бизнес-школ...

 

           А сегодня ситуация совсем иная. Основной контингент российских бизнес-школ и, прежде всего, программ МВА – преуспевающие бизнесмены, которые идут учиться для того, чтобы преуспеть еще больше. Этот тезис принадлежит Сергею Мясоедову - ректору Института бизнеса и делового администрирования, и я с ним полностью согласен. Хотя в моем журналистском сознании совершенно не укладывается тот факт, что, поучившись в бизнес-школе, многие люди стремительно поднимаются по служебной лестнице и в разы увеличивают свой доход, приходится в это верить (соответствующую статистику, полученную, в том числе, по итогам независимых исследований, бизнес-школы охотно вывешивают на своих сайтах). Еще сложнее поверить в то, что особым успехом у слушателей МВА пользуются даже не выдающиеся бизнесмены-практики, которых зачастую приглашают для проведения мастер-классов, а обычные вузовские преподаватели, досконально знающие теорию и практику бизнеса, а самое главное – владеющие методами работы со взрослой аудиторией. Впрочем, этих преподавателей вряд ли можно назвать обычными. Они на вес золота. Их гонорар за один день работы порой превышает месячную зарплату простого профессора.

 

           Российское бизнес-образование стало самостоятельной институцией, а Российская ассоциация бизнес-образования – одним из самых эффективно действующих общественных объединений в образовательной сфере. Еще бы! Именно РАБО выступало и выступает с различными инициативами по развитию бизнес-образования, именно РАБО готовит нормативные документы на подпись чиновникам. У государства по этому поводу «не болит голова». Остается только записывать во всевозможные концепции, программы и модели правильные слова о развитии непрерывного образования, зная, что благодаря, в первую очередь, бизнес-школам эти слова не останутся на бумаге. За все 20 лет государство практически не тратило денег не только на развитие, но и на текущее содержание бизнес-школ. Исключение – Президентская программа подготовки управленческих кадров, да вот еще Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского госуниверситета, дискуссия о целесообразности мощной государственной поддержки которой не так давно велась на Школьном портале.

 

           Как будет развиваться российское бизнес-образование дальше? Нет сомнений, у него огромный потенциал роста. Президент РАБО, ректор Высшей школы международного бизнеса Леонид Евенко еще в период «огосударствления» программ МВА говорил, что России нужны десятки тысяч выпускников МВА. В условиях нарастания массовости высшего образования и дальнейшего падения его качества, прежде всего, в сфере подготовке экономистов и менеджеров, эксклюзивные постдипломные программы приобретают особый смысл. И хотя и на этом рынке хватает «наперсточников» и «кидал», в отличие от экономического или юридического образования здесь есть превосходный критерий качества – поддержка (или отсутствие поддержки) со стороны Российской ассоциации бизнес-образования. Как показывает практика, государственную лицензию и аккредитацию можно добыть разными способами… А вот одобрение независимой некоммерческой организации, объединяющей профессионалов, добыть можно только одним способом: обеспечив высокое качество программ и конкурентоспособность выпускников на рынке труда.

 

          Полагаю, от имени Школьного портала могу поздравить российское бизнес-образование с круглой датой. Так держать!

Печать | сообщение включено Sunday, September 28, 2008 1:55 PM |

Отзывы

Gravatar

# re: К 20-летию бизнес-образования в России

предупреждаю сразу: пишу сразу с того места, об которое запнулся.
Вот об это:
"...За последние пять лет не припомню министерских коллегий или каких-нибудь других мероприятий под эгидой федеральной власти, на которых шла бы речь о развитии бизнес-образования. Говорят обычно о непрерывном образовании – например, в Современной модели образования ему посвящено немало добрых слов". (с)

Чего-то я не понял, не понял. А как же насчет бизнес-школ в рамках нацпроекта и их беспрестанном полоска... обсуждении на МРГ, президиумах советов и прочем федеральном уровне? Сами ж недавно писали про то, как санкт-петербургская бизнес-школа обсуждалась на МРГ... ?
9/29/2008 9:36 PM | potter
Gravatar

# re: К 20-летию бизнес-образования в России

Вот не поверите - это оговорка чисто по Фрейду!!!! У меня на подсознании стационарное бизнес-образование, история которого ведется с 1988 года, вообще не ассоциируется с двумя нацпроектовскими бизнес-школами!!! Они как-то сильно выделяются из старого доброго двадцатилетнего бизнес-образования.

При том, что и Волков, и Катькало в прошлой жизни были тесно связаны с РАБО и сейчас, очевидно, с ним дружат, и когда Волкова только назначили в АНХ, тот же Евенко мне его рекламировал как разработчика какой-то уникальной методики для слушателей бизнес-школ. А вот их нынешняя жизнь - это, видать, нечто другое.
9/29/2008 9:53 PM | Борис
Gravatar

# re: К 20-летию бизнес-образования в России

Правда, смешно получилось. Но вот, как говорится, следите за губами: "на которых шла бы речь о развитии бизнес-образования"... Развитие двух бизнес-школ и развитие бизнес-образования - как говорят, в Одессе, две большие разницы.
9/29/2008 9:56 PM | Борис
Gravatar

# re: К 20-летию бизнес-образования в России

да прочел я, конечно, "о развитии" это. И тоже зацепился. Но тем не менее все-таки подумал, что при всем этом запуске соотв. мероприятия нацпроекта и при всем том, что говорится и делается вокруг этих двух бизнес-школ, все же речь идет о развитии бизнес-образования, а не просто о двух конкретных вузах.
9/29/2008 10:07 PM | potter
Gravatar

# re: К 20-летию бизнес-образования в России

Скорее вы правы, конечно. Я даж когда этот текст задумывал, прикидывал, что про эти 2 школы в рамках нацпроекта надо чего-нибудь сказать - типа новый этап на пути к высотам. А вот когда "просто продиктованные строчки" стали "ложиться в белоснежную тетрадь" (или куда они там у Ахматовой ложились в "Тайнах ремесла"), вышло вот такое безобразие. Уж простите.

Думаю, что когда обе эти бизнес-школы раскрутятся, будут активно пиариться, и тот же Евенко-Мясоедов-Филонович-Мордовин и прочие активисты РАБО будут ставить их в пример другим, ситуация изменится, и мы, журналисты, заговорим о новом этапе развития бизнес-образования.

Пока у меня все-таки есть чисто субъективное ощущение, что нацпроект (две бизнес-школы) - отдельно, а бизнес-образование - отдельно. Взаимного обогащения я пока не наблюдаю. Достаточно взглянуть список всяких семинаров, конференций и проч. на сайте РАБО - нет там ни слова про Сколково и СПбГУ. Или вот годовое собрание РАБО через месяц будет в Сингапуре. Научный руководитель там - Владимир Михалыч Филиппов, который "взял Париж и основал лицей", то бишь МВА привил к российскому государственно-образовательному древу. И эта поддержка государства в историческом аспекте куда круче, чем финансовая поддержка питерского проекта.
9/29/2008 10:17 PM | Борис
Gravatar

# re: К 20-летию бизнес-образования в России

Тыкс, чтоб вы меня опять не отловили на преднамеренной лжи, я-таки взглянул список мероприятий РАБО - ВШМ там все-таки фигурирует, но совершенно вне контекста нацпроекта. http://www.rabe.ru/Seminars.html

Особенно меня позабавило вот это мероприятие:


Товарищеский матч по футболу между командами РАБО и ВШМ СПбГУ
г. Санкт-Петербург
Отв. В.В.Годин, В.С.Катькало

Опять же чисто по Фрейду. РАБО - отдельно, ВШМ - отдельно.
9/29/2008 10:27 PM | Борис
Gravatar

# re: К 20-летию бизнес-образования в России

Я вот еще подумал... У меня, конечно, такой оптимистичный текст про бизнес-образование получился. Но, коль уж юбилей прошел, можно сказать, что наше бизнес-образование все-таки сильно отстает от западного, хоть и пытается догнать его все эти двадцать лет семимильными шагами. Есть отдельные примеры попадания наших в мировые рейтинги, но это как-то все очень фрагментарно.

Почему 2 бизнес-школы попали в нацпроект? Потому что государство решило создать (в одном случае за свои деньги, в другом - за деньги олигархов) некие сверхшколы, супермонстров, которые будут развиваться по своим собственным правилам, а не в соответствии с теми тенденциями, о которых я, собственно, в этом тексте сказал... И у государства есть надежда, что вот таким образом, преодолев некие объективные законы развития, эти школы не то чтоб вытянут все российское бизнес-образование на мировой уровень, а, прежде всего, сами прыгнут в дамки. Есть ведь в планах попадание на такие-то места в таких-то рейтингах... Это выбивается из общего русла даже сильнее, чем федеральные университеты, которые все-таки в рамки тенденции укрупнения-оптимизации-концентрации вполне вписываются. Насколько оправдаются наполеоновские планы в части двух бизнес-школ и как это скажется на всем российском бизнес-образовании - посмотрим еще через двадцать лет.
9/29/2008 11:20 PM | Борис
Gravatar

# re: К 20-летию бизнес-образования в России

Вот как раз хотелось поинтересоваться, но отчасти в комментариях попытки ответа уже появились. Но все же не до конца ясно. А честнее, мало что ясно: что именно такого делается в Сколково, чио претендует на какой-то новый виток развития бизнес-образования? Что именно делается другого и по-другому?
Вот по существу - что все-таки такое бизнес-образование, из чего состоит, за счет чего дает результат? А особенно - чем в этом всем отличается Сколково и какой другой результат она даст?
И еще мне непонятно. МБА ведь международный стандарт. Но тогда о каком таком неконкурентном, "домашнем", специфическом бизнес-образовании может идти речь (не в случае Сколково я имею в виду)?
9/30/2008 12:13 AM |
Gravatar

# re: К 20-летию бизнес-образования в России

Про Сколково мне довольно сложно давать комментарии, поскольку я сам на эту тему с А.Е.Волковым ни разу не разговаривал. Но из тех обсуждений этого проекта и тех его интервью, которые доводилось читать в СМИ, мне запомнились два пункта.

Первый - что программы формируются с участием олигархов (то есть людей, достигиших успеха в бизнесе) и что сами олигархи обязуются преподавать лично. Второй - что обучение будет очень сильно практико-ориентированным, предпринимательски-ориентированным. Волков какое-то красивое английское слово сказал на этот счет - энтерпренерели-ориентед, кажется... Еще я где-то прочитал его вполне ожидаемое высказывания о том, что бизнес - это не наука, а искусство со всеми вытекающими последствиями для учебного процесса.

Занятно, что А.Е. в таком не то чтоб в презрительном тоне, но довольно высокомерно говорит о всяких Гарвардах, Уортонах и проч., то есть подчеркивает, что авторитеты - авторитетами, а у нас, дескать свой путь. Очевидно, именно энтерпренерели-ориентед, еще чего-то кардинального и уникального я не уловил пока... Отсюда есть надежда на уникальный результат. В этом, пожалуй, есть своя логика - в тех же Штатах МВА сильно академизированы, туда и идут-то сразу после бакалавриатов, у них это почти что аналог магистратуры. Кстати, та же ВШМ, как ни крути, ориентируется прежде всего на академическую науку, они этим традиционно сильны, особенно в области маркетинга, насколько мне известно.

Хотя, с другой стороны, я вот довольно много знаю о вышкинской бизнес-школе, где С.Р.Филонович деканствует. Есть у него там, конечно, связи с бизнесом, но успех школы определяется вовсе не этим, а пятеркой уникальных преподавателей, которые работают в команде и дают людям - и топам, и средним менеджерам, и собственникам - такие знания, что они потом на новые программы косяками идут. Там даже DBA открыли в прошлом году.

А в Сколково даже МВА, насколько я знаю, пока не открылось, они там что-то менее масштабное пока делают, в основном, наверное, для корпоративных заказчиков.

И еще к Вашей реплике. МВА - это не международный стандарт. В Европе свои требования, в США - свои, и от школе к школе они разнятся примерно так же, как стандарт для бакалавров экономики в российских вузах. Российские гостребования к МВА (стандартом их не рискнули обозвать) во многом напоминают европейские, но в них лоббисты от наших классических университетов включили некие академические моменты типа фундаментальных курсов микро- макро-. Но вряд ли А.Е.Волков, сам весьма академический человек (по моим наблюдениям), имеет что-то против наших гостребований. Они гибкие, их можно корректировать... Просто очень хочется, чтобы БЫЛО ОЧЕНЬ КРУТО. Отсюда суперстроительство суперкампуса, суперпартнеры, суперучебныепланы и суперпрограммы.

Вот.
9/30/2008 4:41 PM | Борис
Комментарии для этой темы закрыты

О проекте | Редакция | Правовая информация | Контакты | Почта редакции